Ониомания — постоянная, навязчивая мысль о совершении покупок. Простым языком эта зависимость именуется как шопоголизм. У зависимых появляется желание постоянно что-то покупать. При этом они не заботятся ни о необходимости ни о стоимости товара. Для них поход по магазинам это и отдых и развлечение в одном.
Первыми этот термин определили европейцы. Психиатры Эмиль Крепелин из Германии и Эйген Блейлер из Швейцарии провели идентификацию признаков данного психического заболевания только в начале 20-го века. Эта проблема привлекает к себе все больше и больше внимания.
С увеличением количества торговых центров и магазинов становится все больше покупателей. Только в Нижней Саксонии, согласно исследованиям, уже подсчитано не менее миллиона людей, страдающих ониоманией. В Соединенных Штатах Америки эта аддикция до сих пор не рассматривается с точки зрения психического заболевания. Но, учитывая маниакальное поведение шопоголиков, американская позиция имеет все шансы для пересмотра.
А может и вы ониозависимы? Взглянем на симптомы:
-
Бесцельная ходьба по магазинам, не имея представления что же конкретно вам нужно купить;
-
В магазине вы ищете не определенный продукт, а осматриваете все, что только выставлено на витрины;
-
Шопоголики зачастую очень увлечены чтением модных журналов;
-
У них часто появляется желание что-то купить, но почему они хотят это купить, они не знают;
-
После покупки продукта, зависимые обсуждают его со всеми своими (и чужими тоже) знакомыми;
-
Если вдруг сорвался поход в магазин или вы просто давно не имели возможность туда попасть — у вас начинается апатия.
Основную часть пациентов с подобным расстройством составляют женщины. Зачастую эта аддикция возникает от недостатка тепла, любви, внимания со стороны окружающих, после разрыва с молодым человеком. Посредством покупок женщины пытаются заполнить пустоту в своей жизни и принести себе несколько моментов радости. Но встречаются и другие, более серьезные причины возникновения ониомании:
- Адреналин. Этот гормон вызывает быстрое привыкание, после чего организм нуждается все в больших его дозах. Обычно любители адреналина находят себя в спорте. Но некоторые спасаются в торговых центрах — они заменяют спорт микрострессами. Купил, например, человек дорогущий кальян, а он оказался таким же как и обычной. Только другой фирмы производства. Зря деньги потратил — вот тебе и стресс.
-
Чувство власти. А точнее его иллюзия. человек тратит деньги на покупку совершенно ему не нужных атрибутов власти. Дорогие, сами за себя говорящие вещи. Этим он пытается вызвать эмоции окружающих, он хочет казаться властным и уважаемым человеком.
-
Иллюзия свободы. Как известно деньги решают все. Большинство людей ходит в магазин со списком. Для того, чтобы не покупать ничего лишнего и таким образом эконмоить финансы. Но есть определенная категория (шопоголиков), которая предпочитает покупать все, на чем сфокусировалось его зрение. Таким образом люди снимают депрессию и дарят себе момент финансовой свободы. Но только момент.
Несколько советов по профилактике ониомании:
-
Внимательно исследуйте предложенный ассортимент. Даже если вы пришли в магазин со списком покупок и абсолютно уверенны, что все они вам необходимы, не вздумайте кидаться на первую же вещь и покупать ее. Сравните весь товар по схеме «цена — качество».
-
Не клюйте на акции. Сейчас акции и скидки это самый распространенный маркетинговый ход. НЕ ВЕДИТЕСЬ. Даже если вещь стала в разы дешевле, ее ценность для вас не изменилась. Она не нужна была вам раньше и скорее всего никогда не понадобится и в будущем.
-
Осторожнее с новинками. Если вы с нетерпением три месяца ждали выхода очередного смартфона или модной коллекции — подождёте и еще. Буквально через месяц, после выхода на прилавки, продавцы снизят цены процентов на десять.
-
Спрячьте от себя кредитные карточки. Расчет по безналу очень удобен, но в то же время — долговая яма для шопоголика. Если вы не в состоянии контролировать трату денег, то, выходя в магазин составьте список, подсчитайте его примерную стоимость. И не берите с собой сумму, больше которой вы насчитали.
-
Сохраняйте и анализируйте чеки.