Cексуальное образование в Беларуси: стоит ли ожидать перемен?

06.06.2015

Cексуальное образование в Беларуси: стоит ли ожидать перемен? Согласно статистике, в Беларуси в 2014 году более 970 девушек младше 18 лет родили детей. В позапрошлом году их число еще больше. Еще более 700 девочек за прошедшие 2 года сделали аборт. Такое количество подростковой беременности настораживает и указывает на прорехи в сексуальном воспитании. Кроме того, подростковая беременность, так же как и ее прерывание, сказывается на репродуктивном здоровье.

В Республике Беларусь уже не один год ходят разговоры о введении в школах сексуального воспитания. Действительно ли оно эффективно и поможет справиться с проблемой? И есть ли основания надеяться, что эту программу применят в белорусских школах?

Что показал пример Эстонии

Нельзя сказать, что белорусские дети и подростки совсем ничего не знают о сексуальных отношениях. Вопрос состоит в том, какого рода эта информация. Большую ее часть они приобретают даже не от родителей, что было бы самым правильным, а от своих же сверстников или из Интернета. Многие специалисты надеются, что пробелы в правильных знаниях могло бы восполнить сексуальное воспитание в школах. В таком случае молодежь могла бы получать объективную информацию о репродуктивном здоровье и опасном сексуальном поведении. Эксперты считают, что благодаря этому сократилось бы количество заболеваний инфекциями, передаваемыми половым путем, и ранней беременности.

Для сравнения можно привести ситуацию в Эстонии. Джари Кемперс, работающий в сфере здравоохранения страны, заверяет, что любые инвестиции в разработку и внедрение программ сексуального образования стоят того, так как доказали свою эффективность. К тому же сами затраты оказались не такими уже большими.

Данная программа была введена на официальном уровне в школах Эстонии еще в 1996 году. Ее внедрили в 5-х, 6-х и 7-х классах. Затраты на 1 ученика составили чуть более 35 евро. Кроме того, были открыты клиники, в которых молодые люди могли бесплатно проконсультироваться со специалистами, а при необходимости получить медицинскую помощь. Каждый год в эти заведения обращаются более 30 тысяч подростков и молодежи более старшего возраста.

Программа была экспериментальной, однако она продолжается и до сих пор. Что же было достигнуто? Вложенные средства, по мнению специалистов, полностью окупились. Заметно сократилось количество прерывания беременности среди подростков. Стало меньше случаев венерических заболеваний, в том числе ВИЧ.

Чему же стоит учить в школах?

В Беларуси же дело обстоит по-другому. Более половины выявленных случаев заражения ВИЧ приходится на людей в возрасте 15 — 29 лет. Среди этой возрастной категории основной путь передачи инфекции — половой. Но вирус иммунодефицита — не единственная проблема, с которой часто сталкивается молодежь. Велико количество и других ИППП.

В белорусских общеобразовательных школах предусмотрено несколько уроков, на которых рассматриваются вопросы сексуального характера. Однако полноценного образования в этой сфере дети пока не получают.

Мешают ли тому стереотипы, сложившиеся годами, или просто трудно перестроиться на новый лад в связи с возникающими потребностями, но вопрос остается открытым. На самом же деле сексуальное образование включает в себя многие аспекты воспитания молодежи, играющие роль в ее развитии. Это и половые отношения, и защита от инфекций, и вопросы беременности. Важно подросткам знать и о том, как планировать семью и сохранить репродуктивное здоровье.

Представитель Минздрава Беларуси Елена Богдан считает, что молодежь нужно обучать основам предохранения от беременности, говорить им о том, в каком возрасте желательно не начинать половую жизнь, как защитить себя от ИППП и так далее. Подходящие темы можно обсуждать с детьми разного возраста.

Должно ли такое образование быть обязательным?

Елена Богдан обеспокоена и другим аспектом. В некоторых школах такие уроки уже действительно проводятся, однако лекции читают медработники. Насколько они подготовлены к обучению молодого поколения и, с другой стороны, как дети воспринимают эти основы от взрослых людей?

Но в некоторых школах был внедрен другой подход. Сначала специалисты обучают отдельных подростков, а уже они учат других. Было замечено, что подросткам легче воспринимать информацию от равных: они не комплексуют и более готовы прислушаться.

Пока что это только факультативы, и проводятся они в неофициальной обстановке. К сожалению, такая программа действует только в 3% школ. Все же это уже какой-то шаг вперед. Однако очевидно, что говорить о сексе и репродуктивном здоровье с детьми должны также квалифицированные специалисты. Важно только, чтобы они были свободны от стереотипов и могли смотреть на вещи с позиции современности.

На данный момент Беларусь еще продолжает изучать международный опыт — то, как действуют подобные программы в других странах. Это позволит проанализировать, как можно лучшим образом внедрить сексуальное образование в школах страны. Прежде всего, необходима инициатива Минздрава и согласие Министерства образования. В отношении последнего, пока что он согласен только на ведение факультативных занятий, хотя большинство экспертов считает, что необходимо обязательное обучение.