Оскар де ла Рента — французский дизайнер, давший определение классу людей, которые питают немыслимую страсть к моде, вопреки всем стандартам и здравому смыслу, эти люди делают все, чтобы выделиться из общества. Сам термин возник в далекие времена, почти сразу после окончания Великой французской революции 1789 года, но употреблялся он тогда исключительно к юным леди, которые без ума влюбились в только что вышедшие шифоновые платьица, да так, что ходили в них зимой по улице. Париж, конечно не Россия, но случаев с летальным исходом от пневмонии тогда хватало.
Применение данной аддикции имеет место в нескольких областях. Во-первых это социология, во-вторых реклама и маркетинг. Далее молодежный словарь и массмедиа. Для того, чтобы внести ясность, отметим что термин «жертва моды» и выражение — это совершенно разные вещи. Термин имеет антоним — fashion viktim (то есть яростной антагонист модных веяний), а к выражению можно отнести животное, погибшее ради чьей-то норковой шубы.
Основными признаками данной аддикции являются следующие пункты:
- высокая заинтересованность веяниями моды;
- лейбломания (нужда приобретать только модные бренды);
- желание одеваться не только в вещи из одной коллекции, но и из коллекции одного сезона;
- отсутствие критики к глянцевым изданиям;
- симптомы ониомании;
- стремление подражать модным эталонам;
- вечное старание похудеть;
- страсть к пластическим операциям;
- стремление посильнее загореть;
- отказ от естественного природного вида;
- одежда и обувь выбираются в пользу моды, а не практичности — это и лакированная обувь на высоченных каблуках, и узкие штаны, и вещи, одеваемые не по погоде (что приводит к различным заболеваниям внутренних органов).
- тату-зависимость.
Почему же появляется такая зависимость, ведь кроме того, что она неприятна окружающим, она неудобна и самим ее носителям. Есть несколько причин. Первая — СМИ. Люди видят «жертв моды» на экранах, в газетах и начинают подражать своим идеалам. Вторая причина — желание чтобы общество обратило на них внимание. И третья (самая важная) — психологическая (у человека может быть заниженный уровень самооценки, депрессии, он может быть слишком внушаем либо же эгоцентризм, перфекционизм, полное отсутствии рефлексии).
Чаще всего под зависимость от этого «недуга» попадают люди, которые напрямую связаны с модой. Это различные менеджеры, представители модельной индустрии, шоу-бизнеса. И, естественно, женщины. Особенно проживающие в крупных городах и в возрастной категории до сорока пяти лет.
Если современные «жертвы моды» — это перележавшие в солярии дамы с ринопластикой и в брендовых новеньких вещах, то раньше все было куда ужаснее. Приведем несколько пример из разных стран и разных времен.
В средние века в Китайской империи существовал обряд, который позже перерос в традицию китайского народа. Это была мода на дугообразную форму ног у молоденьких девушек. Для этого им все пальцы, кроме большого, крепко приматывали к стопе, и им приходилось так ходить до тех пор, пока нога не примет «правильную» форму. Варварский обряд существовал вплоть до начала двадцатого века.
У женщин, проживавших в Средневековой Европе, была другая мода. Для них самым важным была маленькая грудь, для чего они ее себе перетягивали. Как сейчас известно, это приводило к раку и онкологическим заболеваниям груди. В то же время в России и Европе были модными «осиные талии» — тогда же были изобретены корсеты, которые до невозможности утягивали женский силуэт, приводя к потере сознания и заболеваниям внутренних органов. Кстати, еще в России использовались свинцовые белила — вместо нынешней пудры.
Древняя Русь славилась жестокостью — кроме всего вышеперечисленного, были времена, когда было популярно круглое лицо. И родители, делая своих чад красивыми, смело парили их в бане, при этом воздействуя на черепную коробку. Дабы придать голове нужную форму. А мода на раскосые глаза у тюркских народов, приводила к тому, что детям к переносице прикрепляли некий предмет и заставляли на него смотреть.